Про проект

Я снимаю гусиную кожу

13 серпня 2015 11:00 - 1576.com.ua

"Я – вечный шафер, который никогда не бывает женихом", – примерно так с горечью говорил о себе Хичкок, снявший более полусотни фильмов и не получивший за них ни одного "Оскара" как режиссер.

Хичкок родился в августе 1899 года, пятьдесят лет был кинорежиссером. "Сад наслаждений" Хичкок снимал в 1925–1926 годах, а свой последний фильм – в 1975-м. Его творчество захватывает всю середину прошлого века. И самое удивительное, что Хичкока не стало до наступления цифровой революции и даже до эпохи домашних видеомагнитофонов.


По мнению биографов Хичкока, его мировоззрение сформировали жесткая дисциплина и атмосфера страха, которые царили в иезуитском колледже, где он учился. За малейшую провинность учеников били палкой. Причем время наказания они определяли сами. Конечно, все старались отодвинуть экзекуцию на максимально возможный срок и на протяжении этого времени тряслись от страха. 

На различных должнос­тях он работал над двадцатью одним фильмом. Окончив школу, он поступил в университет. Уже тогда будущий классик заинтересовался кинематографом, начал изучать его. Это был наиболее информативно насыщенный период в его жизни, годы формирования. Он очень часто ходит в кино, с жадностью читает кинематографические журналы.


Далее начинает работать на американскую компанию в Лондоне, затем работает в британской компании "Гейнсборо" (Gainsborough Studios). Когда "Гейнсборо" заключает контракт с германской студией УФА (UFA), Хичкок едет в Берлин и получает уникальную возможность наблюдать за работой Фридриха Мурнау. Уже став режиссером, он знакомится с творчеством советских кинематографистов.

Творческий почерк Хичкока стал проявляться еще до того, как он пришел в киноиндустрию. В юности Альфред трудился в рекламном отделе фирмы, занимавшейся производством электрокабелей. Однажды ему поручили нарисовать плакаты по технике безопасности. И вот что придумал Хичкок: на каждом рисунке электропровод становился орудием убийства. Именно тогда директор компании посоветовал ему попробовать силы в кино.


В 1921 году в кинокомпанию Famous Players-Lasky, где будущий мэтр работал пока что ассистентом режиссера, на должность монтажера устроилась Альма Ревилль. Молодой и амбициозный Альфред ее притягивал, но чего-то не хватало. Узнав о его влечении к холодным блондинкам, Альма решилась сменить рыжий цвет волос на белый. В 1923 году последовало предложение руки и сердца, в 1926-м – свадьба. Альфред и Альма прожили вместе до 1980 года, прожив вместе почти 55 лет.

Он работал как в немом, так и в звуковом кино. Он снял десять немых фильмов. Работал не только в Великобритании и в Америке, но и в Германии и Франции. Уехал в Америку, когда ему было сорок лет, посередине своей карьеры.

В половине своих фильмов режиссер появляется в эпизодических ролях. Причем как правило в самом начале. Сам Альфред Хичкок объяснял это так: зритель видит его, понимает, в каком стиле будет фильм – и, не "заморачиваясь" поисками режиссера, полностью сосредотачивается на событиях, разворачивающихся на экране.

Пояснил режиссер и его пристрастие к холодным блондинкам в своих фильмах. Хичкок считал их превосходными жертвами. Он сравнивал их со снегом, на котором отчетливо видны отпечатки кровавых следов. "Жертвами" фирменного стиля Хичкока в разные годы становились Марлен Дитрих и Грейс Келли, Вера Майлз и Ким Новак, Джанет Ли, Типпи Хедрен и Клод Жад.

"Человек с острова Мэн"

Загадка — почему Хичкок страдал овофобией, то есть, ненавидел яйца и все, что было овальной формы. За всю свою жизнь ни разу не попробовал ни одного яйца.

Как-то Хичкока остановил на французской границе подозрительный таможенник. Следя за словами, где Хичкок назвал свою профессию как "продюсер", таможенник поинтересовался, "И что вы снимаете?" — "Гусиную кожу" — спокойно ответил Хичкок.

Альфред Хичкок с супругой Альмой Ревилль

На период его профессиональной карьеры пришлось два крупных кризисных этапа в мировой киноиндустрии. В 1920-е годы появилось звуковое кино. И Хичкок с готовностью взялся за съемку фильма "Шантаж", где он экспериментировал со звуком и, в общем-то, использовал это техническое новшество весьма творчески.

Позже, в конце 50-х, в кинематографе произошли изменения не совсем технического характера. Наступила эпоха развития телевидения и коммерческого кино. Параллельно с этим наблюдался кризис голливудских студий. Классический кинематограф шел к упадку. Хичкок отвечал на эти вызовы меняющегося времени.

Кадр из сериала "Альфред Хичкок представляет"

Как продюсер и один из режиссеров он осуществил телевизионный проект, где сам представлял своих героев и экранные истории. И в конечном счете сериал "Альфред Хичкок представляет" стал брендом – благодаря запоминающемуся силуэту Хичкока в первых кадрах каждой телевизионной серии.

Одновременно с этим он создавал настоящие шедевры. Три фильма – "Головокружение", "К северу через северо-запад" и "Психо" – могут рассматриваться как вершины творчества режиссера и истории коммерческого кино в целом.

Съемки "Психо"

"Психо" Хичкока – это первый современный фильм, который разрушал все стереотипы классического голливудского кино. Черно-белое изображение, скромный бюджет и новые режиссерские приемы.

"Психо" – это самый знаменитый, самый страшный, самый не устаревший, самый новаторский и самый неповторимый, несмотря на бесчисленные попытки воспроизведения этого успеха.

Альфред Хичкок анонимно купил права на роман Роберта Блоха "Психо" за 9 000 долларов. К тому же, он скупил как можно больше экземпляров книги, чтобы концовку этой истории знало как можно меньше людей.


Фильм был сделан чёрно-белым, поскольку Хичкок посчитал, что картина получится чересчур жестокой, если её снять в цвете. Хотя главной причиной всё же явилось желание режиссера создать фильм с как можно меньшим бюджетом (расходы не должны были превысить 1 млн. долларов). Помимо этого, в тот год в прокат вышло немало чёрно-белых фильмов категории "Б" и они собирали неплохие деньги, поэтому Хичкоку стало интересно, какие сборы будут у его низкобюджетного чёрно-белого фильма категории "А".

В качестве крови в "Психо" использовали шоколадный сироп.

По версии журнала Entertainment Weekly фильм "Психо" занял 11-ю строчку в списке "Лучших фильмов всех времен", а также он занял первое место среди фильмов ужасов, когда-либо снятых.



А вот "К северу через северо-запад" и "Головокружение" – картины, которые воплощают красоту классической системы кинематографа. "Головокружение" показывает нам темную сторону одержимости человека, его вуайеризма, а "К северу через северо-запад" со счастливым концом – светлую его сторону. И текстура этих двух фильмов, конечно же, смотрится очень целостно и органично показывает как темную, так и светлую стороны голливудской системы.

Хичкок довольно уничижительно говорил о том, что режиссеры снимают говорящие фотографии людей – так он отзывался о звуковом кино.

Хичкок убеждал, что фильм должен быть таким, чтобы его можно было смотреть с выключенным звуком и при этом полностью – то есть без помощи переводчика – его понимать, вот это и есть идеальный фильм.



Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.

"Головокружение" в августе 2012 года было признано величайшим фильмом всех времен. Но Хичкок не только икона и чрезвычайно значимая фигура в кино. Его творчество – самый успешный пример сотрудничества разных людей, представителей разных профессий в коммерческом кинематографе.

Он умел поглощать, координировать все важное и нужное, умел плодо­творно работать с другими авторами, максимально извлекая из этой совместной работы все, что полезно и необходимо будущему фильму. Вот, в принципе, из чего складывался его гений.



К столетию со дня рождения Хичкока в Лондоне на станции метро Лейтонстоун на стенах были выложены 17 мозаик, представляющих собой, в основном, фрагменты из его фильмов.

Главный афоризм Хичкова - кино состоит из экрана и множества кресел, которые нужно заполнить. 

За свой выдающийся вклад в мировое киноискусство Альфред Хичкок был награжден специальными премиями Оскар, Сатурн, а также некоторыми государственными наградами. В числе таковых был Орден Британской империи, а также звание Кавалера ордена искусств и литературы. В начале семидесятых годов Королева Великобритании посвятила Альфреда Хичкока в рыцари.